Каталог воспоминаний архива «Мемориала»

Валавина Людмила Николаевна

Лагерный театр трагедий, или Поминание невинно убиенных, или Фрагменты краткой истории КПСС: Воспоминания

Валавина Людмила Николаевна.Лагерный театр трагедий, или Поминание невинно убиенных, или Фрагменты краткой истории КПСС: Воспоминания.Москва.[282 л.;машинопись с правкой автора]
Архивное хранение: Фонд: 2. Опись: 7. Дело: 14.
Сведения о публикации: Лагерный театр трагедий, или Поминание невинно убиенных, или Фрагменты из краткой истории КПСС [Текст]. М.: Перо, 2012 – 293 с. : ил., портр.; 21 см
{ } — цифры между фигурными скобками означают номер страницы в оригинале аннотируемого материала «В моем повествовании нет хронологического порядка. Цель моя: в отдельных, небольших, не связанных между собой эпизодах рассказать о людях, оказавшихся, не по доброй воле, в тяжелых лагерных условиях Заполярной Воркуты и Печоры». Пишет Людмила Валавина (далее Л. В.) не только о заключенных – примерно половину объемной рукописи занимают главы, в которых отражена московская (с 1958 г.) жизнь автора. Значительное место автор уделяет своим духовным исканиям, обильно цитируя поэтов, писателей, мыслителей, из произведений которых она черпает веру в Истину, Добро и Красоту. Отец Л. В. – инженер-железнодорожник в 1937 году был приговорен по 58 статье к высшей мере наказания. Три с половиной месяца ждал расстрела, который был заменен на 15 лет ИТЛ. Из лагеря он пишет письма в разные органы и – о чудо! – вредительство, за которое он сидит, переквалифицируют в аварию и вместо 15 дают 3 года {61} После освобождения в 1940-м жена с дочерьми переезжают к нему в Айкино, а через два года в Воркуту, куда переводят отца. После школы Л. В. поступает в ФЗУ, в 1944-м заканчивает ее и работает на шахте № 1 «Капитальная» электриком {147}. Участвует в самодеятельности, и в 1945 г. ее принимают балериной (позже она получает роли и как драматическая актриса) в труппу музыкально-драматического театра комбината «Воркутуголь» МВД СССР. «Только Мальцев (начальник комбината. – Прим. ред.) с масштабностью всей своей деятельности мог создать такой уникальный театр и поднять его до таких вершин» {9}. Труппа на 80% состояла из заключенных, которых приводили и уводили в зону под конвоем. Из массы заключенных Мальцев отбирал талантливых, профессиональных людей, особо одаренных освобождал {10}, некоторых расконвоировал. Руководил труппой Мордвинов, до ареста главный режиссер Большого театра, профессор консерватории. Он «был велик в искусстве и для всех недосягаем…». Автор подробно рассказывает о режиссерах, художниках, артистах театра, о постановках и концертных программах. В театре случались романы, заключенного за связь с вольнонаемной обычно отправляли на общие работы, в шахты {47}, некоторых через какое-то время возвращали, как, например, артиста Бориса Козина автор дает большую подборку его стихов о любви {50}. С концертными группами Л. В. много ездила по лагпунктам, в том числе по каторжным. Случалось увидеть там среди изможденных женщин нескольких здоровых и красивых (обычно сидевших за связь с немцами), которых на работу не выводили – по сути, начальник содержал гарем {69}. Отца переводят в Печору, и Л. В. поступает в драмтеатр Печорстроя МВД СССР. Труппа здесь, в отличие от воркутинской, творческим горением не отличалась {86}. В одной из поездок с концертной бригадой Л. В. отстала от поезда, в лютый мороз добиралась до Печоры на товарнике и в результате была арестована – вызволил ее из милиции отец {92}. Замуж Л. В. выходит в 1953 г., видимо, за начальника лагеря (или за кого-то из замов) {105}. С 1951 г. работает инспектором спецчасти 6 строительного отделения Управления ИТЛ «АА» МВД СССР, отвечает за процедуру освобождения и учет прибытия-убытия заключенных {97}. Автор подробно рассказывает о своей работе, трудностях и ошибках, иной раз приводивших к освобождению не тех, кто проходил по документам. Когда прибывала новая колонна, Л. В. старалась развести воров «в законе» и «сук» по разным лагпунктам {162}. В ее обязанность также входило специальным образом размечать по картотеке заключенных-стукачей {166}. Уголовников вербовали, пригрозив за невыход на работу или за расхищение госсобственности добавить срок. Среди осведомителей были и вольнонаемные. Когда Л. В. работала в Воркутинском театре, ее вызвал к себе чекист-вербовщик и объявил, что, как комсомолка, она должна сотрудничать с органами. Страх заставил согласиться, но после третьего вызова Л. В., так ничего и не сообщившую органам, оставили в покое {170}. Оформляя освобождение заключенного, принимая и отправляя этапы, автор много общалась с уголовниками, рассказывает о лидерах этого «сообщества», о законах, по которым оно живет {172}. Амнистия, объявленная через три недели после смерти Сталина, не коснулась политзаключенных. Через Л. В. проходят сотни и сотни освобождающихся: бытовиков, указников, но главный праздник был у матерых уголовников-рецидивистов. Для них выйти на свободу было «как в ресторан сходить: погулять, напаскудить и снова вернуться» {195}. По завершении этой компании Л. В. переводят на должность инспектора спецотдела Управления ИТЛ «АА» работает с личными делами заключенных. Период с середины 1950-х по начало 1970-х автор фактически опускает (известно только, что в 1958-ом она с семьей перебралась в Москву и тогда же вступила в партию {254}). В 1971 году Л. В. уже занимает должность зав. отделом в московском НИИ, возглавляет также группу народного контроля {106}. «Институт был пиком воровства и мошенничества», с чем Л. В. не могла мириться. В ответ на критику директор и его прихвостни затеяли против нее травлю. В деталях она описывает многолетняя борьбу, которую вела и которую проиграла – в 1981 г. партийное собрание института голосует за исключение Л. В. из КПСС, а директор снимает ее с должности зав. отдела, то есть, по сути, увольняет {132}. Но сломить «честного, преданного родине и партии коммуниста», ворам и карьеристам не удалось. Дойдя до самого верха, она добилась сначала замены исключения на выговор, а потом, уже при Андропове, отмены выговора {160}. Л. В. в институт не вернулась, ушла на пенсию. По месту жительства работала секретарем партийной организации ДЭЗа {249}. Обнаружив приписки, хищения в системе коммунального хозяйства, она пробилась к первому секретарю райкома партии. Выслушал хозяин кабинета ее внимательно, но все свелось к тому, что через несколько дней Л. В. вручили билет в Кремлевский Дворец съездов на торжественное заседание, посвященное 67 годовщине Октября (1984 г.). Не желая мириться с тем, что коммунистов-пенсионеров лишили возможности контролировать начальников ДЭЗов, Л. В. устраивается дежурным в театр им. Моссовета {271}и там же встает на партийный учет. По партийной линии в ее обязанности входит сбор членских взносов. Все больше людей сдают свои партийные билеты, в последний раз Л. В относит в райком собранные взносы летом 1991 года. Свой партийный билет она не сдала. А. Щербаков УПОМЯНУТЫЕ ИМЕНА Бендель Петр Эмильевич – з/к, художник театра комбината «Воркутугль» Бугров Александр Сергеевич – ссыльный, артист театра комбината «Воркутугль» Богданов Иван – з/к, артист театра комбината «Воркутугль» Валавин Николай Иванович – отец Л. В. Валавин Николай Эвальдович – сын Л. В Валавина Ольга Николаевна – сестра Л. В. Валавин Эвальд Алексеевич – муж Л. В. Васильев Александр – художник драмтеатра Печорстроя Волошина Елена Константиновна – артистка театра комбината «Воркутугль» Грузинов Сергей Сергеевич – первый секретарь Фрунзенского райкома партии (Москва) Головин Виталий – з/к, артист театра комбината «Воркутугль» Головин Макарий – з/к, дядя Виталия Головина Дейнека Борис Степанович – з/к, артист театра комбината «Воркутугль» Жуков Борис Алексеевич – капитан, начальник спецотдела Управления ИТЛ «АА» Каплер Алексей Яковлевич – ссыльный, корреспондент газеты «Заполярная кочегарка» Клименко Александр Сергеевич – з/к, режиссер театра комбината «Воркутугль» Ковалевич Иван Сперидонович – начальник шахты №5 «Комсомольская» Козин Борис Алексеевич – з/к, артист театра комбината «Воркутугль» Колыхалов Борис Васильевич – ст. лейтенант, нач. спец. части 6-го строительного отделения Управления ИТЛ «АА» МВД СССР Ловина Анна Казимировна – з/к, балетмейстер театра комбината «Воркутугль» Мальцев Михаил Митрофанович – начальник комбината «Воркутуголь» Маспанин Иван Михайлович – дядя Л. В. по матери Маспанина (в девичестве) Мария Михайловна – мать Л. В. Мордвинов Борис Аркадьевич – з/к, художественный руководитель тетра комбината «Воркутугль» Мошко Владимир Владимирович – з/к, дирижер оркестра театра комбината «Воркутугль» Мухин Борис Иванович – художник драмтеатра Печорстроя Ребриков Сергей – з/к, артист театра комбината «Воркутугль» Ренштейн Лев – з/к, концертмейстер театра комбината «Воркутугль» Рутковский Теодор Игнатьевич – з/к, артист театра комбината «Воркутугль» Синицин Николай – з/к, артист театра комбината «Воркутугль» Ставничий Прохор Леонтьевич – муж сестры Л. В. Токарская Валентина Георгиевна – ссыльная, артистка театра комбината «Воркутугль» Фомин Николай Дмитриевич – артист театра комбината «Воркутугль» Харламов Борис Владимирович – режиссер театра комбината «Воркутугль» Холодов Рафаил Моисеевич – ссыльный, режиссер театра комбината «Воркутугль» Шапошникова Галина – з/к, артистка театра комбината «Воркутугль»

Международное общество «Мемориал» © Свободное копирование

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».